
Золотное шитьё (также известное как золотое шитьё) — это древнейшая техника ручной вышивки с использованием металлических позолоченных и серебряных нитей. Ценность такой работы определяется игрой света на металлических нитях.
Первые упоминания о золотом шитье относятся ко II веку до н.э., когда оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии). В Россию искусство церковного шитья пришло вместе с принятием христианства. В русской культуре золотное шитьё стало известно с XI-XII веков, о чём свидетельствуют как письменные летописные источники, так и отзывы иностранных путешественников.
На Руси золотошвейным мастерством занимались преимущественно в женских монастырях, а также в царских и великокняжеских домах. Постепенно выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья. Существовали крупные золотошвейные мастерские, называемые «светлицами»: столичные «царицыны» мастерские, мастерские Строгановых и Старицких, а также других состоятельных купцов и промышленников.
Известно, что Иоанн Грозный забирал искусных вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет, что говорит о сложности и значимости этого ремесла. После польской интервенции царицыны светлицы в Кремле восстанавливали свою численность с 15 до 80 мастериц на протяжении 60 лет.
Золотошвейка
Золотошвейка — мастерица, владеющая искусством вышивки золотыми и серебряными нитями. Это ремесло требовало исключительного мастерства, усидчивости и точности. Хорошие золотошвейки ценились очень высоко.
Техники и материалы
Техники золотного шитья чрезвычайно разнообразны. Среди них наиболее распространены:
- Шов «вприкреп» (мягкий и счётный)
- Литой шов и литой шов с расколом
- Двойной сложный шов
- «Бабий» шов
- Шов «гусем»
- Волнистый шов
- Шов «корзиночка»
- Швы «городок», «денежка», «ягодка» и многие другие
При создании изделий золотошвейки использовали преимущественно натуральные ткани, шёлковые нити, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, канитель и бить.
Торжокское золотное шитьё
Особое место в истории российского золотного шитья занимает торжокский промысел, известный с XIII века. Наибольшего расцвета он достиг во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Торжокские мастерицы создавали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода.
В XIX веке для этого промысла были характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками и блёстками.
Значение в культуре
Золотное шитьё имело не только декоративное значение. Для церковной вышивки это был особый род искусства, требующий от мастерицы хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Золотошвейка должна была понимать место создаваемой вещи в храме и богослужении, исходя из её сакрального смысла.
Мастерство русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны. В советский период традиции золотного шитья сохранялись — мастерицы создавали знаки отличия для армии, а также продолжали выпускать традиционные изделия.
В постсоветской России наблюдается возрождение интереса к золотному шитью, возобновилось создание церковных облачений и утвари, знаков различия для Российской армии, а также сувенирной продукции.