
В период 1991-1993 годов на территории России сформировалась специфическая модель импорта товаров народного потребления. Схема работы торговых компаний базировалась на использовании международных условий поставки, административных связей и экономических факторов переходного периода.
Участники импортных операций
Импортом товаров народного потребления в Россию занимались две основные категории предпринимателей. Первая группа состояла из работников бывших советских внешнеторговых организаций, получивших доступ к международным контактам в рамках государственной монополии внешней торговли. Вторая группа включала бывших фарцовщиков*, располагавших налаженными связями как с зарубежными поставщиками, так и с представителями контролирующих органов.
Выпускники МГИМО* и других профильных учебных заведений обладали преимуществом в виде международных контактов, установленных в период обучения и стажировок. Знание иностранных языков и понимание механизмов международной торговли позволяло этой категории предпринимателей быстро наладить коммерческие отношения с зарубежными компаниями.
Базовая структура импортной операции
Торговая компания получала от зарубежных поставщиков прайс-листы с перечнем доступных товаров. Номенклатура определялась сферой контактов учредителей компании и могла включать широкий спектр товаров народного потребления — от текстильных изделий до бытовой техники.
Компания предлагала товары российским покупателям на условиях СИФ Москва*. Покупатель вносил аванс в размере отпускной цены товара за рубежом. После получения авансового платежа компания оплачивала товар поставщику и организовывала отправку в Москву.
По прибытии фуры с товаром в Москву покупателю предлагалось оплатить остальную часть стоимости. Размер доплаты составлял 200-300 процентов от суммы авансового платежа. Структура итогового платежа включала стоимость доставки, таможенные платежи и вознаграждение торговой компании.
Распределение финансовых потоков
Поступившие от покупателя средства распределялись по нескольким направлениям. Первая часть направлялась на оплату транспортных услуг. Стоимость доставки определялась транспортной компанией отдельно от цены товара и выставлялась продавцу, а не покупателю.
Вторая часть средств использовалась для уплаты таможенных платежей. При наличии связей в таможенных органах размер этих платежей существенно снижался по сравнению с официальными ставками. Оставшаяся сумма, составлявшая 100-200 процентов от авансового платежа, формировала прибыль торговой компании.
Роль таможенных органов
Система таможенного регулирования в период 1993 года находилась в стадии формирования. ГТК России предпринимал меры по усилению контроля за поступлением средств от налогообложения импорта в бюджет. Осуществлялась проверка движения грузов по процедуре внутреннего таможенного транзита.
Московская региональная таможня инициировала переоценку таможенной стоимости товаров, указанной в декларациях. Оценка проводилась на основании каталожных данных без физического осмотра товара. Методика определения таможенной стоимости применялась в упрощенном варианте.
Рассматривались меры по введению авансовых платежей в месте пересечения границы для грузов с акцизными товарами с последующим оформлением в месте назначения. Предполагалось, что отправитель самостоятельно определяет номенклатуру и количество товара в рамках заключенного контракта, что затрудняло точное определение суммы авансового платежа.
Неофициально наиболее состоятельной категорией населения считались работники таможенных органов. Их финансовое положение превосходило доходы представителей криминальных структур и коммерческих организаций.
Таможенные режимы в практике российских компаний
Российские компании использовали различные таможенные режимы для повышения эффективности экспортно-импортных операций. Применение специальных процедур позволяло достичь результатов, превосходящих простые импортные или экспортные сделки.
Предприятия бывших республик Союза активно применяли схемы с участием нескольких территорий. Глубокая производственная кооперация обусловливала поставки штампованных изделий с Украины в Россию с последующей доработкой в Беларуси и ввозом готовой продукции на Украину и в Россию в определенных долях.
Бартерные операции включали поставки грузовых автомобилей в Китай в обмен на текстильные изделия и обувь. Вывоз продукции легкой промышленности осуществлялся в Казахстан, Эстонию, Латвию, Туркмению и Азербайджан. Номенклатура экспорта включала ковровые покрытия, мужские дубленки, зимние куртки, пальто, сорочки, обувь.
В страны СНГ вывозилась продукция химической промышленности — полиэтилен низкого и высокого давления, пленка, полипропилен, красители. Экспорт продовольствия на Украину, в Узбекистан, Казахстан, Литву, Латвию представлялся макаронными изделиями, мясными консервами, кофе, какао, чаем, маслом, джемами.
Инфляционные процессы и валютный курс
Экономическая политика правительства базировалась на положениях кейнсианской теории о стимулирующем воздействии денежной массы на экономический рост. В условиях 1991-1993 годов насыщение экономики деньгами приводило к инфляционным процессам.
Товар, оплаченный авансом, через месяц-два существенно возрастал в цене при пересчете валютной стоимости по текущему курсу в рубли. Покупатели импортных товаров несли издержки, в три-четыре раза превышающие первоначальную валютную цену товара в рублевом эквиваленте.
Компании без связей в таможенных органах сталкивались с запретительными размерами таможенных платежей. Официальные ставки таможенных сборов и пошлин делали импортные операции экономически нецелесообразными для субъектов, не располагавших административным ресурсом.
Распределение рисков в импортной схеме
Торговая компания не несла рисков на всех этапах операции. Авансовый платеж поступал до оплаты товара поставщику. Окончательный расчет производился после фактического прибытия товара в Москву. Разница между авансовым и итоговым платежом покрывала все расходы компании и формировала прибыль.
Риски валютных колебаний и изменения таможенных условий переносились на покупателя. Компания фиксировала размер вознаграждения в валюте на момент заключения сделки. Покупатель принимал обязательства по оплате фактических расходов на момент завершения таможенного оформления.
Складская логистика
Торговые компании работали без складских помещений. Товар находился на территории покупателя с момента завершения таможенного оформления. Отсутствие складов исключало расходы на аренду, хранение и охрану товарных запасов.
Предварительная оплата обеспечивала формирование портфеля заказов до физического получения товара. Компания организовывала поставку объема, соответствующего фактическим заказам. Затоваривание и дефицит оборотных средств исключались структурой операции.
Ограничения для частных лиц
Таможенный комитет принял решение об исключении возможности беспошлинного ввоза несопровождаемого багажа независимо от стоимости. Рассматривались меры по прекращению оформления новых иномарок на частных лиц.
Планируемые ограничения создавали угрозу для сегмента розничной торговли автомобилями. Компании, специализировавшиеся на продаже малолитражных недорогих автомобилей, оказывались под давлением административных мер.
Пределы налогообложения
Разработчики нормативных документов ориентировались на бюджетные соображения. Не учитывался предельный уровень налогообложения, за пределами которого субъекты экономической деятельности прибегают к способам минимизации налоговых обязательств.
По многим импортируемым товарам уровень налогов превышал экономически обоснованные величины. Товары продолжали поступать на внутренний рынок через неконтролируемые государством каналы. Налоговые органы при отсутствии развитой налоговой службы не располагали возможностями для отслеживания всех каналов поступления товаров и сбора налогов в полном объеме.
Конкурентные преимущества схемы
Компания получала прибыль, превышающую первоначальную стоимость товара, без принятия коммерческих рисков. Административный ресурс обеспечивал снижение таможенных платежей. Отсутствие складских мощностей исключало постоянные издержки.
Покупатели принимали условия сделки по причине отсутствия альтернативных каналов доступа к импортным товарам. Собственная организация импортных операций требовала международных контактов, знания процедур и связей в контролирующих органах. Переплата компенсировалась возможностью получения товара без самостоятельного прохождения всех этапов операции.