
Як-42 — среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный ОКБ им. Яковлева в середине 1970-х годов для замены устаревшего Ту-134.
История создания
Разработка самолёта началась в 1972 году по заказу «Аэрофлота», который нуждался в новом пассажирском лайнере средней дальности. Конструкторы выбрали трёхдвигательную схему, аналогичную Як-40 и Ту-154: два двигателя в задней части фюзеляжа и третий в фюзеляже с воздухозаборником в форкиле, а также Т-образное оперение.
Первый опытный экземпляр был выпущен Смоленским авиазаводом в конце 1974 года. В 1977 году самолёт был представлен на международной авиационной выставке в Ле-Бурже. Сертификат лётной годности получен 18 декабря 1980 года.
Конструктивные особенности
Як-42 представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Отличительные черты:
- Силовая установка: три турбовентиляторных двигателя Д-36 с большой степенью двухконтурности (5,4), взлётная тяга одного двигателя — 6500 кгс
- Фюзеляж: по ширине совпадает с Ту-154, но технологически более совершенный
- Крыло: неразъёмное стреловидное (23°) кессонного типа, что позволило избавиться от тяжёлых стыковых узлов
- Шасси: трёхопорное с четырёхколесными тележками на основных опорах
- Входной трап: встроенный, расположен в хвостовой части
Технические характеристики
- Длина: 36,38 м
- Размах крыльев: 34,88 м
- Высота: 9,83 м
- Крейсерская скорость: 700 км/ч
- Максимальная скорость: 810 км/ч
- Дальность полёта: 2790 км (Як-42), 4000 км (Як-42Д)
- Максимальный взлётный вес: 57,5 т
- Экипаж: 3 человека
- Пассажиров: 120
- Расход топлива: 2300-3100 кг/ч
Производство и эксплуатация
Серийное производство началось в 1977 году. Пассажирские перевозки в «Аэрофлоте» начались в конце 1980 года. Однако катастрофа 28 июня 1982 года (СССР-42529) привела к двухлетнему прекращению производства и эксплуатации до устранения конструктивных недостатков.
В 1988 году началось производство модернизированной версии Як-42Д с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом. Всего было произведено 183 серийных самолёта: 11 на Смоленском авиазаводе (1977-1981) и 172 на Саратовском авиазаводе (1978-2003).
Модификации
- Як-42: исходная модель
- Як-42Д: модернизированный вариант с увеличенным запасом топлива
- Як-42Д-100: вариант с западной авионикой
- Як-42М: модернизированная версия с двигателями Д-436М (серийно не выпускалась)
Як-42 в контексте 1990-х годов
К середине 1990-х годов Як-42 оставался одним из относительно современных советских пассажирских самолётов. Его низкая посадочная скорость (200-205 км/ч) и способность эксплуатироваться со слабоподготовленных аэродромов делали его привлекательным для региональных перевозок. Переоборудование в бизнес-джет было популярным решением для состоятельных клиентов, поскольку позволяло получить просторный салон и хорошую дальность полёта.