Стерва. Стерва. Стерва

Стерва. Стерва. Стерва

Юрий Лоза: биография и творческий путь

Ранние годы и начало карьеры

Юрий Эдуардович Лоза родился 1 февраля 1954 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье служащих. Его отец, Эдуард Брониславович Лоза, работал инженером-конструктором и был изобретателем, мать, Людмила Максимовна Веселовская, занималась бухгалтерией. Предки по отцовской линии были поляками, и изначально фамилия произносилась с ударением на первый слог.

Раннее детство Юрий провёл в городе Верхний Тагил Свердловской области. В семь лет семья переехала в Алма-Ату, столицу Казахской ССР, где прошли школьные годы будущего музыканта. В четырнадцать лет Лоза начал играть на гитаре, перепевая англоязычные композиции с собственным русским текстом.

Образование и служба в армии

После окончания школы Юрий поступил на географический факультет Казахского государственного университета, где даже был комсоргом группы. Однако через два года он бросил учёбу ради музыкального училища, куда так и не поступил из-за призыва в армию. Лоза служил в ракетных войсках, где играл в вокально-инструментальном ансамбле. Демобилизовался в звании рядового в 1974 году.

Работа в ресторанах и филармониях

После армии Лоза устроился учеником фрезеровщика на завод. Там же стал участником художественной самодеятельности, начал выступать в ресторанах, исполняя песни на разных языках. Впоследствии окончил Алма-Атинское музыкальное училище имени Чайковского. Семья переехала в Керчь, где Юрий играл в ансамбле «Веселый калейдоскоп». Весной 1977 года он устроился на работу в филармонию города Усть-Каменогорска.

Работа в группе «Интеграл»

В конце 1977 года Лоза перешёл в группу «Интеграл», которой руководил Бари Алибасов. К тому времени группа базировалась в Восточно-Казахстанской филармонии, но выехала на гастроли по Сибири. В 1978 году коллектив был принят на работу в Саратовскую филармонию, сразу начав большой гастрольный тур по Узбекистану.

В составе «Интеграла» Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы», который прошёл в Тбилиси в 1980 году и стал знаковым явлением в истории советской рок-музыки. Группа заняла третье место, уступив «Машине времени» и «Автографу».

За пять лет работы в «Интеграле» у Лозы накопилось более сотни собственных песен, которые не удавалось реализовать в рамках деятельности группы. Единственной популярной композицией того времени стала песня «Заповедные места», позже исполненная ВИА «Ариэль». Сам Лоза высоко оценивал своё влияние на развитие группы, утверждая, что именно при его участии ансамбль начал набирать обороты и стал одним из ведущих в стране.

Переезд в Москву и первый магнитоальбом

После того как Бари Алибасов не выполнил обещаний о предоставлении московской прописки, Юрий покинул ансамбль и в начале 1983 года перебрался в Москву. Он подавал документы в ГИТИС, но не поступил. Чтобы выжить, занимался фарцовкой музыкальных инструментов и проводил нелегальные концерты.

Через приятеля Вячеслава Ангелюка, руководителя группы «Примус», Лоза познакомился с музыкантами Александром Боднарём (гитара) и Игорем Плехановым (клавишные). С их помощью и на технической базе «Примуса» был записан первый магнитоальбом «Путешествие в рок-н-ролл».

Впоследствии возник конфликт из-за того, что по стране распространялся вариант записи с фразой «Для вас поёт свои песни группа „Примус"». Лоза был возмущён этим, поскольку не давал разрешения и не являлся членом группы. Он порвал отношения с участниками коллектива и придумал версию, что «Примус» — это не название проекта, а номер альбома в переводе с латинского, то есть «первый».

Успех первого альбома

Альбом «Путешествие в рок-н-ролл» стал сенсацией. Песня «Девочка в баре» превратилась в один из хитов года. Другая композиция, «Голубой», позже вошла в список «100 лучших сексуально-эротических хитов советского рока всех времен» журнала «Контр Культ Ур'а». Музыкальный журналист Владимир Марочкин назвал этот альбом «Звуком года в СССР».

По оценке музыкального критика Андрея Бурлаки, магнитоальбом стал достоверным срезом жизни тогдашнего советского общества с его непарадной стороны, полным остроумных зарисовок и язвительных комментариев. Доминирующим стилем был рок-н-ролл в интерпретации новой волны с использованием синтезатора, что делало звук современным на 1983 год.

Подпольные рок-издания критиковали альбом за попсовость и слабые аранжировки, а официальные СМИ осуждали мещанские и пошлые тексты. Особое возмущение вызывали строки про самодельный коньяк, которые Лоза был вынужден заменять на более нейтральный текст во время концертов. Скандальный успех принёс проблемы самой группе «Примус», оказавшейся под пристальным вниманием комсомольской прессы и органов внутренних дел.

Работа в группе «Зодчие»

Новый этап карьеры

В том же 1983 году Юрий Лоза стал участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. К середине 1980-х годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих». Работа в Тюменской филармонии, где официально базировалась группа, давала защиту и привилегии.

Как объяснял сам Лоза, он был в Москве фактически без прописки, поэтому ему необходима была ведомственная регистрация, которую оформили в Тюмени. Репетиционная база находилась в Москве, и у него были две бумажки, которые спасали от любого милиционера: прописка в Тюмени и направление на репетиции в Москве. На концертах песни Лозы звучали под псевдонимом Юрий Савич, чтобы пройти цензуру.

Первые официальные публикации

В 1986 году две песни «Зодчих» — «Я умею мечтать» и «Зима», обе авторства Юрия Лозы, были изданы фирмой «Мелодия» на сборнике «Панорама — 86. Фестиваль молодёжной популярной музыки». Это были первые официально изданные песни Юрия Лозы. Обе композиции получили высокую оценку музыкального журналиста Андрея Гаврилова. Группа выступила на первом официальном московском рок-фестивале «Рок-панорама-86» и получила приз за лучшее сценическое воплощение программы.

Альбом «Тоска» 1985 года

Создание и выпуск альбома

В 1985 году, находясь в составе группы «Зодчие», Юрий Лоза записал магнитоальбом «Тоска». Это был один из нескольких магнитоальбомов, созданных музыкантом в середине 1980-х годов. Запись распространялась на магнитных лентах через подпольные каналы — так называемый магнитиздат, который был основным способом распространения неофициальной музыки в СССР.

Альбом включал десять композиций, каждая из которых представляла собой зарисовку из жизни советского человека середины 1980-х годов. В отличие от первого альбома «Путешествие в рок-н-ролл» с его ироничным и сатирическим тоном, «Тоска» демонстрировала более серьёзный и рефлексивный подход к материалу.

Состав альбома

В состав альбома «Тоска» вошли следующие композиции:

  1. Тоска
  2. Как у других
  3. Зима
  4. Стерва
  5. Резиновые дни
  6. Зачем
  7. Я умею мечтать
  8. Пиво
  9. Одиночество
  10. Улетай тоска

Несколько песен с этого альбома впоследствии получили широкую известность. Композиции «Зима» и «Я умею мечтать» были официально изданы в 1986 году на сборнике «Панорама — 86» и исполнялись группой «Зодчие». Песня «Зима» стала одним из главных хитов Юрия Лозы и входила в репертуар на протяжении всей его карьеры.

Музыкальный стиль и звучание

Музыкально альбом «Тоска» продолжал линию, заданную «Путешествием в рок-н-ролл», но с более развитыми аранжировками и серьёзным подходом к лирике. Доминировали элементы бард-рока с использованием синтезаторов и электрогитар. Звучание было характерным для середины 1980-х годов — минималистское, но выразительное.

Лоза использовал простые, запоминающиеся мелодии и прямолинейные аранжировки, что делало песни доступными для восприятия широкой аудиторией. Это отличало его от более сложных и экспериментальных представителей советского рока того периода.

Песня «Стерва»

Место в альбоме

Композиция «Стерва» занимала четвёртую позицию в альбоме «Тоска» и являлась одной из наиболее резких и эмоциональных песен записи. Если заглавная композиция «Тоска» задавала общее настроение меланхолии и неудовлетворённости жизнью, то «Стерва» переводила это ощущение в конкретную бытовую ситуацию.

Тематика и содержание

Песня представляла собой зарисовку из семейной жизни, где главный герой испытывает раздражение и разочарование в отношениях. Название композиции само по себе было провокационным для советской эстрады середины 1980-х годов, когда подобная лексика в песнях считалась неприемлемой.

Композиция отражала конфликт между ожиданиями и реальностью семейной жизни, бытовую усталость и накопившееся раздражение. Герой песни выражает претензии к партнёру, используя грубоватые формулировки, что было характерно для стиля Лозы того периода — прямого, без прикрас изображения действительности.

Стилистические особенности

Текст песни «Стерва» был написан в характерной для раннего Лозы манере — использование разговорной, а порой и грубоватой лексики, прямолинейность высказываний, отсутствие поэтических метафор. Это была сознательная стратегия автора, стремившегося показать жизнь такой, какая она есть, без романтизации и идеализации.

Подобный подход вызывал критику со стороны официальных музыковедов, которые обвиняли Лозу в пошлости и мещанстве. Однако именно эта нарочитая приземлённость и бытовизм делали его песни узнаваемыми и близкими для широкой аудитории. Слушатели находили в них отражение собственного опыта и переживаний.

Музыкальное решение

Музыкально композиция «Стерва» представляла собой типичный для Лозы рок-н-ролл с элементами новой волны. Использовались электрогитара, синтезатор, ударные, бас-гитара. Аранжировка была простой и незамысловатой, что соответствовало общей эстетике альбома.

Вокальная манера исполнения сочетала пение и проговаривание текста, что усиливало ощущение разговорности и непосредственности. Лоза не стремился к вокальным изыскам, его задачей было донести текст и эмоцию.

Контекст эпохи

Советская рок-музыка середины 1980-х

Середина 1980-х годов была важным периодом для советской рок-музыки. Начиналась перестройка, постепенно ослабевала цензура, рок-музыка начинала выходить из подполья. Проводились первые официальные рок-фестивали, появлялись публикации о роке в официальной прессе.

В этом контексте творчество Юрия Лозы занимало особое место. Он не был частью ленинградской или московской рок-тусовки, не придерживался эстетики андеграунда. Его музыка была более коммерческой, доступной, ориентированной на массового слушателя. Это вызывало критику со стороны «серьёзных» рокеров, но обеспечивало популярность у широкой публики.

Магнитиздат

Альбом «Тоска», как и другие ранние работы Лозы, распространялся через магнитиздат — систему нелегального или полулегального распространения музыки на магнитофонных кассетах. Записи переписывались с кассеты на кассету, передавались из рук в руки, продавались на чёрном рынке.

Качество звука при многократном переписывании ухудшалось, но это не мешало популярности. Магнитиздат был единственным способом услышать неофициальную музыку для миллионов советских слушателей. Некоторые магнитоальбомы расходились тиражами, сопоставимыми с официальными пластинками.

Цензура и самоцензура

Песни с альбома «Тоска» не могли быть исполнены официально без купюр и изменений. Слова вроде «стерва» считались недопустимыми для советской эстрады. Поэтому Лоза выступал под псевдонимом Юрий Савич в составе «Зодчих», а тексты песен адаптировались для прохождения цензуры.

Только с началом перестройки и постепенным ослаблением цензурных ограничений стало возможным официальное издание песен Лозы без существенных изменений. Его дебютная сольная пластинка «Что сказано, то сказано» вышла в 1988 году на фирме «Мелодия».

Значение альбома «Тоска» в творчестве Лозы

Переходный период

Альбом «Тоска» 1985 года был важной вехой в творческой эволюции Юрия Лозы. Если первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» был дерзким и ироничным, то «Тоска» продемонстрировала способность автора к более серьёзной и глубокой работе с материалом.

Композиции альбома охватывали широкий спектр тем и настроений — от лирической «Зимы» до резкой «Стервы», от философского «Одиночества» до лёгкого «Пива». Это показывало многогранность автора, его способность работать в разных регистрах.

Формирование узнаваемого стиля

К моменту записи «Тоски» у Лозы уже сформировался узнаваемый авторский стиль — сочетание простых мелодий, разговорных текстов и искренней эмоциональности. Он не пытался быть оригинальным или новаторским, его задачей было создание песен, которые находили отклик у слушателей.

Этот подход оказался успешным. По итогам 1986 года обозреватель журнала «Смена» Михаил Садчиков поставил четвёртый сольный альбом Лозы «Любовь, любовь…» на четвёртое место в списке лучших магнитофонных альбомов года, а сам Юрий Лоза вошёл в список лучших поэтов-песенников. Хит-парад «Звуковая дорожка» включил его в списки лучших композиторов и певцов года.

Материал для будущих официальных изданий

Песни с альбома «Тоска» впоследствии вошли в состав официальных изданий Юрия Лозы. Дебютная пластинка «Что сказано, то сказано» 1988 года включала композиции с магнитоальбомов «Тоска» и «Любовь, любовь…». Таким образом, материал, созданный в середине 1980-х годов, получил официальное признание в конце десятилетия.

Актуальность песни «Стерва» в 1993 году

Социальный контекст начала 1990-х

В 1993 году, когда происходит действие романа, песня «Стерва» оставалась актуальной, хотя была написана восемь лет назад. Более того, в новых экономических условиях начала 1990-х годов тема бытовых семейных конфликтов стала ещё более острой.

Экономический кризис, галопирующая инфляция, задержки зарплат, обнищание населения — всё это создавало огромное напряжение в семейных отношениях. Конфликт между супругами из-за бытовых проблем, который описан в песне «Стерва», многократно усилился в условиях выживания начала 1990-х.

Песня как отражение реальности

Ситуация, описанная в романе — усталый после работы герой, скудный ужин, взаимные претензии супругов — была типичной для многих российских семей 1993 года. Средняя зарплата составляла около 58 700 рублей при ценах, несопоставимых с доходами. Семьи врачей, инженеров, учителей едва сводили концы с концами.

В этих условиях мелкие бытовые конфликты приобретали символическое значение. За претензией «не можешь накормить как следует» стояло более глубокое разочарование в жизни, ощущение бессилия перед экономическими обстоятельствами. Ответ жены «когда будешь нормально получать» отражал реальную ситуацию, когда зарплаты не хватало на нормальное питание семьи.

Эмоциональный резонанс

Песня Юрия Лозы «Стерва» находила отклик у слушателей именно потому, что не романтизировала семейную жизнь, а показывала её тёмные, неприглядные стороны. Накопившееся раздражение, усталость, взаимные претензии — всё это было знакомо многим.

В тексте романа повторение слова «стерва» четыре раза подряд усиливает эмоциональное воздействие. Это не просто мимолётное раздражение, а глубокая, выстраданная злость. Герой застрял в ситуации, из которой не видит выхода, и эта злость — единственная доступная ему форма протеста.

Дальнейшая карьера Юрия Лозы

Официальное признание

С 1987 года Юрий Лоза официально начал сольную карьеру. В 1988 году вышла дебютная пластинка «Что сказано, то сказано», включавшая его главный хит — песню «Плот», написанную ещё в 1982 году в составе «Интеграла». После выхода пластинки «Плот» стал радиохитом и визитной карточкой исполнителя.

Весной 1988 года Лоза организовал аккомпанирующую группу «Плюс-минус» для концертов и студийной работы. Коллектив сопровождал его на многочисленных гастролях по стране в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Пик популярности

Пик популярности Юрия Лозы пришёлся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. Его песни постоянно звучали по радио, он выступал на крупнейших фестивалях, включая «Песню года». В 1989 году исполнение «Плота» на фестивале «Песня года» принесло ему всесоюзную известность.

В 1990 году вышла вторая сольная пластинка «Вся жизнь — дорога». В ежегодных списках журнала «Смена» Юрий Лоза был отмечен среди лучших композиторов, бардов, а альбом занял шестое место. Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки.

Деятельность в 1990-е годы

С 1990 по 1991 год Лоза работал администратором в Рязанской филармонии. В 1993 году создал собственную студию звукозаписи «Студия Юрия Лозы». В 1994 году стал продюсером певицы Сюзанны, которая впоследствии стала его женой.

В 1990-е годы Лоза выступал для разной аудитории, включая участников организованных преступных группировок, которые относились к нему с уважением. Когда он заработал достаточно денег, купил свою студию, при этом ездил на обычном автомобиле ВАЗ-2106. В отличие от некоторых других артистов того времени, охраны у него не было.

Изменение творческого стиля

Примерно с конца 1980-х годов из творчества Лозы ушли юмор и сарказм, характерные для ранних работ. Следующие десятилетия он писал и пел, по его собственному выражению, «скучные песни про любовную любовь». Это был осознанный выбор автора, отказавшегося от острой социальной сатиры в пользу более традиционной лирики.

Переиздание альбома «Тоска»

Современное звучание

В 2020 году альбом «Тоска» был переиздан лейблом Reel to Reel tapes Russia с использованием оригинальных фонограмм. Спустя 35 лет с момента создания запись сохранила свою актуальность и качество звучания. Тексты песен не потеряли релевантности, продолжая резонировать со слушателями.

Переиздание позволило новому поколению слушателей познакомиться с ранним творчеством Юрия Лозы, когда он был острым и ироничным наблюдателем советской действительности. Альбом стал документом эпохи, запечатлевшим настроения и проблемы середины 1980-х годов.

Культурное значение творчества Юрия Лозы

Между роком и эстрадой

Юрий Лоза занимал уникальное положение в советской и российской музыкальной культуре. Он не был типичным рокером в понимании ленинградской или московской рок-сцены, но и не был эстрадным певцом в традиционном смысле. Его творчество представляло собой синтез авторской песни, рока и эстрады.

Эта пограничность делала его фигурой спорной. Серьёзные рокеры критиковали его за коммерциализм и попсовость, эстрадные критики — за грубость и неотёсанность текстов. Однако именно это промежуточное положение обеспечило ему широкую аудиторию — от рок-тусовки до массового слушателя.

Хронист эпохи

Ранние альбомы Юрия Лозы, включая «Путешествие в рок-н-ролл» и «Тоску», стали важными документами своего времени. Они зафиксировали настроения, проблемы и язык эпохи. Песни Лозы были лишены идеологической нагрузки, которая присутствовала в официальной советской эстраде, но и не претендовали на глубокомысленность, характерную для андеграундного рока.

Он пел о том, что волновало обычных людей — о любви и разочаровании, о бытовых проблемах и мелких радостях, о пиве и похмелье, о конфликтах в семье и на работе. Эта приземлённость делала его песни узнаваемыми и близкими.

Влияние на русскоязычную музыку

Творчество Юрия Лозы оказало влияние на развитие русскоязычной популярной музыки. Он продемонстрировал, что можно писать песни на разговорном языке, используя бытовую лексику и не боясь показаться непоэтичным. Эта традиция была продолжена многими артистами 1990-х и 2000-х годов.

Его главный хит «Плот» стал одной из знаковых песен эпохи перестройки, своего рода гимном поколения, заставшего конец СССР. Песня продолжает исполняться и сегодня, спустя более сорока лет после написания.

Личная жизнь

Семья

Жена Юрия Лозы — Светлана Валентиновна Лоза (Мережковская) — певица и поэтесса, родилась в Керчи, является членом Союза писателей. Она выступала как певица под псевдонимами Сюзанна и Светлана Мережковская, выпустила несколько пластинок. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького в 2001 году.

Светлана пишет песни и исполняет их, является главным редактором текстов мужа. Именно она написала стихотворение, которое легло в основу песни «Ребята воюют», выпущенной Юрием Лозой в 2022 году в поддержку российских военных действий на Украине.

Сын Олег, родившийся 28 апреля 1986 года, стал оперным певцом-баритоном. Окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, Московскую консерваторию и Литературный институт. В 2017 году женился на английской оперной певице Ханне Брэдбери, у них есть сын.

Жизненная философия

О своей личной жизни Юрий Лоза высказывался следующим образом: «Я вообще прошёл мимо этого: секс, наркотики, рок-н-ролл. У меня одна супруга. Никаких любовниц. Никаких брошенных детей нигде нет. У меня всё спокойно в жизни. Стараюсь не нервничать, не раздражаться по пустякам. В общем, всё как у обычных россиян. Стою в очередях, иногда езжу в метро. Не стремлюсь заработать все деньги мира».

Заключение

Песня «Стерва» как зеркало эпохи

Композиция «Стерва» из альбома «Тоска» 1985 года остаётся одной из наиболее ярких и узнаваемых работ раннего периода творчества Юрия Лозы. Песня демонстрирует характерные черты его стиля — прямолинейность, разговорность, отсутствие романтизации действительности.

Тема бытового семейного конфликта, раскрытая в композиции, оказалась универсальной и актуальной на протяжении десятилетий. В 1985 году, когда была написана песня, эти проблемы существовали в латентной форме, прикрытые идеологическими штампами о счастливой советской семье. В 1993 году, когда происходит действие романа, они вышли на поверхность с новой силой, усиленные экономическим кризисом и социальной нестабильностью.

Альбом «Тоска» в контексте творчества

Альбом «Тоска» стал важной вехой в творческой эволюции Юрия Лозы. Он продемонстрировал способность автора работать не только с ироничным и сатирическим материалом, но и с более серьёзными, рефлексивными темами. Композиции альбома охватывали широкий спектр настроений и ситуаций, показывая многогранность автора.

Несколько песен с альбома, включая «Зиму» и «Я умею мечтать», стали классикой советской и российской популярной музыки. Они продолжают исполняться и сегодня, спустя почти сорок лет после создания. Это свидетельствует о том, что материал был создан не для сиюминутного эффекта, а имел долговременную ценность.

Значение для понимания эпохи

Для читателя романа, действие которого происходит в 1993 году, знание о песне «Стерва» и творчестве Юрия Лозы помогает лучше понять атмосферу времени. Музыка была важной частью культурного контекста эпохи. Песни, которые люди слушали и напевали, отражали их настроения, переживания и проблемы.

Упоминание песни «Стерва» в тексте романа не случайно. Оно создаёт дополнительный смысловой слой, связывая личную ситуацию героя с более широким культурным контекстом. Читатель, знакомый с творчеством Лозы, сразу понимает эмоциональное состояние персонажа и узнаёт типичную для того времени ситуацию.

Творчество Юрия Лозы середины 1980-х годов, включая альбом «Тоска» и песню «Стерва», стало важной частью культурного наследия эпохи. Оно зафиксировало настроения времени, показало жизнь обычных людей без прикрас и идеализации, создало музыкальный портрет целого поколения.

Вернуться к главе Наваждение
Метки: