
«Маленькие трагедии» — трёхсерийный художественный телефильм, снятый режиссёром Михаилом Швейцером на киностудии «Мосфильм» в 1979 году. Связующим сюжетом фильма служит вольно интерпретированная неоконченная повесть Пушкина «Египетские ночи». Собственно «Маленькие трагедии» предстают как спонтанное творчество Импровизатора на темы, заданные публикой из «Египетских ночей».
О режиссёре
Михаил Абрамович Швейцер (1920-2000) — выдающийся советский кинорежиссёр, сценарист, народный артист СССР. Прославился экранизациями классической литературы. Среди его известных работ: «Золотой телёнок», «Мёртвые души», «Бегство мистера Мак-Кинли». «Маленькие трагедии» были созданы в соавторстве с женой, режиссёром Софьей Милькиной.
История создания
Фильм был снят к 180-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Съёмки проходили в 1979 году в Ленинграде, Таллине и Львове. Для максимальной достоверности некоторые сцены снимались в подлинных исторических интерьерах.
Особенностью фильма стало привлечение блестящего актёрского состава — почти все ведущие актёры советского кино того времени приняли участие в картине. Владимир Высоцкий сыграл сразу две роли — Дон Гуана и Председателя в «Пире во время чумы».
Структура фильма
Фильм состоит из трёх серий, в которых экранизированы произведения:
- Первая серия: «Сцена из Фауста» (используется как пролог) со вставкой из «Набросков к замыслу о Фаусте», «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери», «Гробовщик».
- Вторая серия: «Скупой рыцарь», «Египетские ночи», «Каменный гость», «Гости съезжались на дачу…», «На углу маленькой площади…», «Мы проводили вечер на даче…», «Я здесь, Инезилья».
- Третья серия: «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Жил на свете рыцарь бедный».
Фраза «Мне скучно, бес»
Знаменитая фраза «Мне скучно, бес» звучит в первой серии фильма, в части «Сцена из Фауста». Эту роль блестяще исполнил Николай Кочегаров, играющий Мефистофеля, и Ивар Калныньш в роли Фауста. В оригинальном произведении Пушкина «Сцена из Фауста» (1825) эта фраза является первой репликой Фауста, обращённой к Мефистофелю.
Примечательно, что эта короткая, казалось бы, фраза воплощает в себе одну из центральных тем пушкинского творчества — тему скуки, пресыщенности жизнью, внутренней опустошённости человека, который всего достиг и всё испытал.
Популярность
После выхода на экраны в 1979 году фильм приобрёл огромную популярность. Телевизионные показы собирали многомиллионную аудиторию по всему СССР. Особым успехом пользовалась актёрская работа Владимира Высоцкого (дон Гуан) — это была одна из последних его ролей в кино (Высоцкий умер в 1980 году).
Картина регулярно транслировалась по центральному телевидению в 1980-е и 1990-е годы. «Маленькие трагедии» считаются одной из лучших экранизаций произведений Пушкина в истории советского кинематографа и образцом высокохудожественного телевизионного кино.
Фильм был удостоен Государственной премии СССР за 1983 год в области литературы, искусства и архитектуры.
Текст сцены
БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ.
Фауст
Мне скучно, бес.
Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.Фауст
Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться.Мефистофель
Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог… о вот наука!..
Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? всё по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?Фауст
Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
Я проклял знаний ложный свет,
А слава… луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон… Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ…Мефистофель
И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
Не Гретхен ли?Фауст
О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был…Мефистофель
Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли?Фауст
Говори. Ну, что?
Мефистофель
Ты думал: агнец мой послушный!
Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она…
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо…
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье…Фауст
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!Мефистофель
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу.Фayст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.Фауст
Всё утопить.
Мефистофель
Сейчас.
(Исчезает.)