
История песни, ставшей визитной карточкой легендарной российской рок-группы «Сектор Газа»
Песня «Колхозный панк»
Песня «Колхозный панк», открывающаяся строкой «Из колхозной молодежи панковал один лишь я», стала одной из самых узнаваемых композиций в истории российской рок-музыки. Написанная лидером группы «Сектор Газа» Юрием Клинских (известным как Юрий Хой), она воплотила в себе дух времени конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда панк-культура проникала в провинциальную Россию.
Композиция была впервые записана в 1989 году в составе магнитоальбома с одноименным названием, а затем перезаписана в августе 1991 года для официального альбома. Песня рассказывает историю молодого человека из сельской местности, который открывает для себя панк-культуру и решает покинуть родную деревню ради городской жизни и музыки.
Текст песни содержит яркие образы провинциальной жизни и контраст между традиционным колхозным бытом и новой музыкальной культурой. В одной из строф упоминается Андрей «Свинья» Панов — реально существовавший советский панк-музыкант, основатель группы «Автоматические удовлетворители», что придает композиции дополнительную аутентичность в контексте российской панк-сцены.
Альбом «Колхозный панк» (1991)
Альбом «Колхозный панк» стал поворотным моментом в истории группы «Сектор Газа». Записанный в августе 1991 года на студии «Gala Records» — первой независимой звукозаписывающей компании в Советском Союзе — он был впервые официально издан в 1992 году на виниле тиражом 100 000 экземпляров через фирму грамзаписи «Мелодия».
Альбом основывался на материале двух магнитоальбомов 1989 года — «Колхозный панк» и «Плуги-вуги», но музыкальная и инструментальная составляющая претерпела радикальные качественные изменения. Именно на этом альбоме практически полностью сформировалась уникальная стилистика коллектива, которую сам Юрий Хой определял как «фьюжн» — сплав различных музыкальных направлений.
Состав альбома и особенности
Альбом открывается композицией «Вступление» (в первом издании на виниле названной просто «Queen») — кавер-версией знаменитой песни группы Queen «We Will Rock You», но с оригинальным текстом Юрия Хоя. Эта композиция задавала тон всему альбому, демонстрируя подход группы к переосмыслению западных музыкальных образцов.
Другие значимые композиции альбома включали:
- «Колхозный панк» — заглавную песню, ставшую визитной карточкой группы
- «Плуги-вуги» — композицию, использовавшую измененную цитату из песни Михаила Науменко «Буги-вуги каждый день»
- «Утопленник», «Наркоман», «Патриот» и другие песни, формировавшие характерный стиль группы
Видеоклип и популярность
В августе-октябре 1991 года на заглавную песню альбома был снят первый видеоклип группы. Показанный на Центральном телевидении в рамках программы «50×50», клип практически мгновенно принес группе всесоюзную известность. Этот момент стал переломным в карьере «Сектора Газа» — из локальной воронежской группы они превратились в общенациональный феномен.
История группы «Сектор Газа»
Основание и ранние годы
Группа «Сектор Газа» была основана 5 декабря 1987 года в Воронеже. Название происходило от шутливого прозвища индустриальной части Левобережного района Воронежа, где располагался местный рок-клуб. Район называли «Сектором газа» из-за обилия дымящих заводов, а также в связи с часто упоминавшимися в то время в советских СМИ событиями на Ближнем Востоке.
Лидер и основатель группы Юрий Клинских получил псевдоним «Хой» совершенно случайно — так его стали называть после того, как он часто произносил характерный панковский клич, выступая на сцене местного рок-клуба. Первоначально «Сектор Газа» представлял собой сольный проект Клинских, выступавшего с гитарой.
Формирование стиля
Музыкальный стиль «Сектора Газа» формировался под влиянием множества направлений. Юрий Хой увлекался различными музыкальными течениями — от панка и хард-рока до рэпа и славянского фолка. Он открыто говорил о своих музыкальных предпочтениях: в молодости слушал западный рок, Владимира Высоцкого и группу «Машина времени».
Особенностью творчества группы стало сочетание русской народной музыки (частушки, народные песни) со стилистикой западной поп и рок-культуры. Многие композиции представляли собой мелодекламацию или речитатив под искаженный звук электрогитар. Сам Хой определял стиль группы как «фьюжн», подчеркивая, что каждая песня «Сектора» выдержана в разном стиле.
Тематика творчества
Творчество «Сектора Газа» отражало жизнь провинциальной России конца советской эпохи. Песни группы представляли собой стилизованные описания жизни как социальных низов, так и провинциального рабочего класса. Юрий Хой не стеснялся использовать разговорную и ненормативную лексику, объясняя это стремлением к максимальной честности и реализму.
Значительная часть творчества была посвящена остросоциальным проблемам времен перестройки, а также теме загробной жизни и мистики. Сюжеты песен обычно развивались в сельской местности или провинциальном городке, создавая характерную атмосферу русского лубка.
«Колхозный панк» как культурный феномен
Отношение к термину
Термин «колхозный панк», первоначально использовавшийся самим Юрием Хоем в шутку, впоследствии стал устойчивым обозначением стиля группы. Однако это определение вызывало неоднозначную реакцию как в панк-сообществе, так и среди музыкальных критиков.
Сам панк-движение негативно относилось к попыткам причисления музыки «Сектора» к панк-року. Представители «классического» панка считали, что группа не понимала истинной сущности панк-культуры. В то же время другие музыканты признавали заслуги «Сектора Газа» в популяризации панк-музыки в России и уважали группу за честность и самобытность.
Критика и признание
«Сектор Газа» получал противоречивые оценки от музыкальных критиков. С одной стороны, группу обвиняли в низкой культуре, пропаганде разврата и использовании заимствованных музыкальных идей. С другой стороны, авторитетные критики, такие как Артемий Троицкий, признавали талант Юрия Хоя и называли «Сектор Газа» лучшим представителем «русского народного рока».
Основатель группы «ДК» Сергей Жариков сравнивал «Сектор Газа» с «Битлз», отмечая, что группа, как и легендарная ливерпульская четверка, сумела конвертировать субкультурные клише в общекультурные, став действительно народной группой.
Коммерческий успех
Несмотря на критику, группа достигла огромного коммерческого успеха. По результатам опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, звукозаписи группы занимали лидирующие позиции по продажам. В июле 1991 года «Сектор Газа» впервые вошел в хит-парады, заняв 18-е место в рейтинге «Комсомольской правды», а к концу года поднялся на первое место.
Журнал «Пульс» признал воронежцев лучшей рок-группой 1991 года. В 1992 году группа отыграла более 150 концертов, что свидетельствовало о масштабной популярности коллектива по всей стране.
Наследие и влияние
Альбом «Колхозный панк» и одноименная песня стали важной частью российской музыкальной культуры 1990-х годов. Творчество «Сектора Газа» отразило дух времени — период кардинальных общественных изменений, когда старые идеологические структуры рушились, а новые культурные формы только формировались.
Группа создала уникальный музыкальный язык, соединивший традиционную русскую культуру с современными западными влияниями. Этот синтез оказался чрезвычайно популярным среди широких слоев населения, особенно в провинции, где многие люди узнавали в песнях «Сектора Газа» свою собственную жизнь и проблемы.
Несмотря на неоднозначные оценки критиков, «Сектор Газа» остается одним из наиболее значимых явлений в истории российской рок-музыки. Песня «Колхозный панк» с ее знаменитой строкой «Из колхозной молодежи панковал один лишь я» стала своеобразным гимном поколения, застывшего между советским прошлым и неопределенным будущим.
Интересные факты:
- Для аренды профессиональной студии «Black Box» в 1990 году Юрий Хой продал свой мотоцикл «Ява»
- Альбом «Колхозный панк» переиздавался несколько раз, включая специальное виниловое издание 2022 года на оранжевом виниле
- В 2021 году о группе был снят документальный фильм «Хой с тобой»
- Песни группы до сих пор популярны в караоке-клубах по всей России