
Внешность и образ
К середине 1990-х годов Грейс Джонс уже более полутора десятилетий оставалась одной из самых узнаваемых и эпатажных фигур мировой поп-культуры. Её андрогинная внешность и экстравагантный стиль сделали её настоящей иконой, влияние которой распространялось далеко за пределы музыкальной индустрии.
Джонс обладала поистине уникальной внешностью: рост 179 см, точёные скулы, прямая как стрела шея, идеально очерченная линия челюсти и выразительные черты лица создавали образ, который было невозможно спутать ни с кем другим. Её темнокожая красота подчёркивалась геометрически точными линиями причёсок — знаменитая стрижка «под мальчика» с идеально ровными краями стала её визитной карточкой.
«Грейс была очень открытой. Мы работали вместе, чтобы создать этот устрашающий персонаж. Я имею в виду, она и так была от природы устрашающей — с её формами тела, очень прямой шеей, выдающимися скулами и чётко очерченной линией челюсти»
Стиль Джонс был революционным для своего времени. Она носила мужские костюмы от Armani, геометрически точные наряды, которые подчёркивали её андрогинность. Квадратные плечи, острые углы, минималистичные формы — всё это создавало образ, который критики называли «нео-кубистским». Её манера одеваться бросала вызов традиционным представлениям о женственности и мужественности.
Карьера в моделинге
Путь Джонс к славе начался в мире высокой моды. Переехав в Париж в 1970 году, она быстро стала востребованной моделью. Парижская модная сцена оказалась готова принять её необычную, андрогинную, смелую внешность. Такие легендарные дизайнеры как Ив Сен-Лоран, Клод Монтана и Кензо Такада приглашали её для показов на подиуме.
Джонс появлялась на обложках самых престижных модных журналов — Elle, Vogue, Stern. Она работала с выдающимися фотографами своего времени: Гельмутом Ньютоном, Ги Бурденом, Хансом Фёрером. Особенно плодотворным было её сотрудничество с Аззедином Алайя — она часто фотографировалась, рекламируя его коллекции.
Модельная карьера
- 1970-е: Работа в Париже
- Дизайнеры: Ив Сен-Лоран, Кензо, Клод Монтана
- Журналы: Vogue, Elle, Stern
- Фотографы: Гельмут Ньютон, Ги Бурден
Особенности стиля
- Андрогинность
- Геометричность
- Минимализм
- Авангардность
Музыкальная карьера и Studio 54
В 1977 году Джонс заключила контракт с Island Records и окунулась в музыкальный мир. Её дебютный альбом «Portfolio» стал началом музыкальной карьеры, которая продлилась десятилетия. Первоначально она стала заметной фигурой нью-йоркской диско-сцены, центром которой был легендарный клуб Studio 54.
Живые выступления Джонс были крайне сексуализированными и эпатажными, что принесло ей прозвище «королева гей-дискотек». Её шоу представляли собой перформансы, где музыка сочеталась с театральностью и провокацией. В начале 1980-х она перешла к стилю new wave, который включал элементы регги, фанка, пост-панка и поп-музыки.
| Альбом | Год | Стиль | Особенности |
|---|---|---|---|
| Portfolio | 1977 | Диско | Дебютный альбом, включал кавер-версии бродвейских хитов |
| Warm Leatherette | 1980 | New Wave | Переход к новому звучанию, кавер-версия песни The Normal |
| Nightclubbing | 1981 | New Wave/Post-punk | Считается лучшим альбомом, занял 1-е место в списке NME |
| Slave to the Rhythm | 1985 | Pop/Electronic | Концептуальный альбом с интервью самой Джонс |
Сотрудничество с Жан-Полем Гудом
Одним из важнейших этапов в формировании образа Грейс Джонс стало её сотрудничество с французским фотографом и графическим дизайнером Жан-Полем Гудом, которое началось в 1981 году. Гуд не только стал её творческим партнёром, но и возлюбленным (их отношения продлились до 1984 года).
Гуд создавал обложки её альбомов, снимал музыкальные клипы, хореографировал живые выступления и помогал развивать её визуальный образ. Его работы с Джонс определили визуальный ландшафт 1970-х и 1980-х годов. Гуд видел в Джонс свою музу, называя её «одновременно красивой и гротескной».
Техника «французской коррекции»
Гуд использовал технику, которую он называл «французской коррекцией» — разрезание фотографий и их перекомпоновку в коллаже для удлинения конечностей или преувеличения размера головы. Самая известная работа — обложка альбома «Island Life» с анатомически невозможной позой Джонс.
Творчество Гуда центрировалось вокруг художественных изображений расы, этничности и мировой культуры, с «очарованием далёким и экзотическим». Многие его изображения чернокожих женщин считаются спорными и эксплуататорскими, поскольку Джонс представлялась как «интерпретация африканской женственности белым мужчиной».
Кинокарьера
К середине 1990-х Грейс Джонс была также известна как актриса, снявшаяся в нескольких запоминающихся ролях. Её кинодебют состоялся в 1984 году в фильме «Конан-разрушитель», где она сыграла Зулу-амазонку. Эта роль принесла ей номинацию на премию «Сатурн» как лучшей актрисе второго плана.
В 1985 году Джонс снялась в фильме о Джеймсе Бонде «Вид на убийство», где исполнила роль Мэй Дэй — помощницы главного антагониста Макса Зорина. Эта роль стала одной из самых запоминающихся женских ролей в франшизе о Бонде и принесла актрисе ещё одну номинацию на «Сатурн».
Конан-разрушитель (1984)
Роль Зулы-амазонки рядом с Арнольдом Шварценеггером. Номинация на премию «Сатурн».
Вид на убийство (1985)
Мэй Дэй в фильме о Джеймсе Бонде. Одна из самых запоминающихся ролей злодейки.
Вамп (1986)
Роль египетской королевы-вампира Катрины. Премия «Сатурн» за лучшую женскую роль второго плана.
В 1992 году Джонс снялась в комедии «Бумеранг» с Эдди Мерфи, исполнив роль Хелен Стрэндж. Для саундтрека к фильму она также записала песню «7 Day Weekend».
Влияние на культуру и моду
К 1996 году влияние Грейс Джонс на поп-культуру было неоспоримым. Её андрогинная внешность, квадратные плечи, угловатая одежда с подплечниками повлияли на движение кросс-дрессинга 1980-х годов. По сей день она известна своим уникальным образом не меньше, чем музыкой.
Джонс стала источником вдохновения для множества артистов: Энни Леннокс, Лорд, Рианна, Жанель Моне, Найл Роджерс — все они в той или иной степени заимствовали элементы её стиля и подхода к перформансу. Критики отмечают, что «все — от Мадонны до Бьорк, от Бейонсе до Леди Гаги — заимствовали не одну страницу из её сценария».
Наследие в 1990-е
В 1990-е годы Грейс Джонс оставалась культовой фигурой, символом андрогинности и авангардного стиля. Её образ стал классическим примером того, как можно бросить вызов гендерным стереотипам через моду и искусство. Упоминание её имени в контексте романа 1996 года отсылает читателя к идеалу сильной, независимой, эпатажной женщины.
Личная жизнь и философия
Детство Джонс прошло на Ямайке в строгой пятидесятнической семье. Её отец был местным политиком и служителем апостольской церкви. Сама она описывала своё детство как «раздавленное Библией», и с тех пор отказывалась входить в ямайские церкви из-за травматичного детского опыта.
От отношений с Жан-Полем Гудом у неё родился сын Пауло (1979). В 1996 году она была замужем за Атилой Алтаунбайем. Ранее у неё были отношения со шведским актёром Дольфом Лундгреном, который был её телохранителем — именно она помогла ему получить роль офицера КГБ в фильме «Вид на убийство».
Музыкальный стиль
Музыкальное творчество Джонс описывают как «странное, яркое и прогрессивное». Она соткала диско, нью-вейв, пост-панк, арт-поп, индастриал, регги и госпел в плотное звучание, которое является исключительно её собственным, скреплённое мелодичным, мощным вокалом.
У Джонс контральто — довольно редкий тип голоса. Она поёт в двух режимах: либо монотонным речитативом, как в песнях «Private Life», «Walking in the Rain» и «The Apple Stretching», либо в почти сопрановом режиме в таких песнях, как «La Vie en Rose», «Slave to the Rhythm» и «Victor Should Have Been a Jazz Musician».
Достижения и признание
- 82-е место в списке «100 величайших женщин рок-н-ролла» по версии VH1 (1999)
- Q Idol Award (2008)
- 40-е место в рейтинге лучших клубных артистов всех времён по версии Billboard (2016)
- Номинация на Грэмми за лучший видеоальбом («A One Man Show», 1983)
Контекст 1996 года
В контексте романа, действие которого происходит в 1996 году, упоминание Грейс Джонс как эталона красоты и стиля весьма показательно. К этому времени она уже была признанной иконой, чей образ ассоциировался с роскошью, эпатажем и нестандартной красотой. Сравнение с ней подчёркивало экзотичность и необычность персонажа — высокой темнокожей женщины с яркой, запоминающейся внешностью.
В 1990-е годы образ Джонс продолжал влиять на моду и поп-культуру. Её андрогинный стиль, геометрические линии в одежде, экстравагантные причёски оставались актуальными и вдохновляли новое поколение артистов и дизайнеров. Упоминание её имени в литературном произведении того времени отсылало к целому комплексу культурных кодов — от высокой моды до музыкального авангарда.
Для русского читателя 1990-х имя Грейс Джонс было знакомо благодаря её ролям в голливудских фильмах, особенно в бондиане, а также благодаря музыкальным каналам, которые начали транслировать западную поп-культуру. Её образ символизировал западную свободу самовыражения, что было особенно актуально в постсоветском пространстве.
«Грейс Джонс была не просто певицей или актрисой — она была явлением, воплощением бунта против условностей, символом права быть собой вопреки всем стереотипам. Её образ в чёрном купальнике на палубе роскошной яхты — это квинтэссенция гламура 1990-х, когда мир открывался новым возможностям и новым идеалам красоты».
Таким образом, Грейс Джонс к 1996 году оставалась не просто знаменитостью, а культурным феноменом, чей образ продолжал определять представления о стиле, красоте и творческой свободе. Её влияние распространялось от подиумов высокой моды до экранов кинотеатров, от танцполов до страниц модных журналов, делая её одной из самых узнаваемых и влиятельных фигур своего времени.