
Фероньерка (фр. ferronnière) — изысканное женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, которое надевается на голову и спускается на лоб. Это элегантное украшение известно с эпохи Возрождения и периодически возвращалось в моду на протяжении веков.
Происхождение названия
Название «фероньерка» происходит от знаменитого портрета «Прекрасная Ферроньера», хранящегося в Лувре. Долгое время считалось, что на нём изображена некая Маргарита Феррон, возлюбленная французского короля Франциска I. На самом деле, на портрете, приписываемом Леонардо да Винчи, вероятно изображена миланская аристократка. Версия о происхождении названия от французского слова «fer» (железо) не имеет исторических оснований.

История украшения
Хотя фероньерки известны с эпохи Возрождения, в документах название впервые зафиксировано лишь в 1831-1832 годах. В Италии XV-XVI веков налобные украшения с золотой цепочкой были популярны среди аристократок Ломбардии — они встречаются на многих портретах той эпохи, в том числе на изображении герцогини Елизаветы Гонзага кисти Рафаэля.
Особую популярность фероньерка приобрела при французском дворе в середине XVI века — её очень любила вторая супруга Франциска I, Элеонора Габсбург, которая ввела украшение в придворную моду в начале 1550-х годов.
Возрождение в XIX веке
В начале XIX века, с возрождением интереса к эпохе Ренессанса, фероньерка вновь стала модным аксессуаром. Расцвет её популярности пришёлся на эпоху бидермайера (1820-1840-е годы), когда в моду вошли «романтические средневековые украшения». Знаменитая оперная певица Мария Малибран ввела в моду прическу «а-ля Малибран» с высоким пучком и фероньеркой.
В России это украшение также стало популярным — уже в 1832 году газета «Северная пчела» сообщала, что «фероньерки сделались необходимостью». Именно с фероньеркой изображена Наталья Николаевна Гончарова, супруга А.С. Пушкина, на знаменитом портрете работы Александра Брюллова.
Трансформация и забвение
К концу XIX века изначально роскошные бриллиантовые фероньерки упростились — их часто носили на бархотке. В начале XX века в качестве налобного украшения использовали «ривьеры» — ленты из плотно пригнанных бриллиантов, напоминающие струящийся поток воды.
К 1920-м годам фероньерки окончательно вышли из моды, уступив место широким бандо. Своеобразное возрождение украшение пережило в 1960-70-х годах в культуре хиппи, когда появились простые фероньерки из бусин, дерева и кости на шёлковом или кожаном шнурке.
Культурное значение
Фероньерка была не просто украшением, но символом статуса. Она входила в состав полной парюры — набора ювелирных украшений, подобранных по материалу, цвету и орнаментальному оформлению. В контексте России 1993 года, когда происходит действие романа, такое изысканное историческое украшение могло подчеркивать особый статус его обладательницы, её претензию на аристократизм или связь с дореволюционным прошлым в период становления новой России.